Буддийский центр в Элисте

История Карма Кагью в Калмыкии

23 сентября 2016 г.
Распечатать

Современные калмыки являются европейской ветвью ойрат-монголов (западных монголов), ведущих свое происхождение от ойратских групп, вошедших в 13 в. состав монгольского народа и позже, в 17 в., образовавших союз, около 100 лет являвшийся доминантой на обширных пространствах от Центральной Монголии до междуречья Волги и Дона. Последние исследования показывают, что западные группы монголов, получили первые знания о буддизме не в 13 в. с территорий Тибета или Китая, а, по всей видимости, в 10-12 вв. от уйгур, с которыми они соприкасались наряду с другими народами Средней Азии.

С начала 13 в. у монголов, и ойратов в частности, буддизм распространяется с территории государства Тангут (Си-Ся). Преобладающим влиянием в Си-Ся пользовались, по всей видимости, такие течения школы Кагью, как Дрикунг, Карма, Цал. В историографии широко распространена точка зрения, согласно которой важнейшее место в рассматриваемый период отводится школе Сакья, иногда Карма. Но тибетские источники говорят о том, что наибольшим влиянием в тибетском буддизме в то время пользовалась школа Цал Кагью, именно это направление стало распространяться у ойратов и других монголов.

В середине 13 в. монгольские ханы имели духовных наставников из лам различных тибетских школ. К тому времени самым известным лицом в Тибете становится Кармапа II Карма Багши, благодаря активной деятельности которого это направление тибетского буддизма широко распространяется в монголоязычном мире. В 1255 г. с ним встречается Хубилай, а в 1256 г. он становится личным учителем Мөнкэ-хагана. Незадолго до смерти Мөнкэ в 1260 г. Кармапа отказался остаться при дворе Хубилая. Возможно, Хубилаю не понравилось то, что Мөнкэ провозгласил Кармапу личным учителем (Багши). После того, как в 1261 г. Хубилай объявил себя великим хаганом, он отправляет в ссылку неугодного монаха и приближает к себе лам школы Сакья.

Вольно или невольно, Карма Багши оказался на стороне Ариг-Буги, который начал войну со своим братом Хубилаем из-за престола. Таким образом, ойраты, находившиеся на службе у Ариг Буги, становятся последователями Кагью. В середине 15 в., возможно по причине изменения состава ойратского союза, среди ойрат начинает распространяться школа Гелуг, которая в 17 в. становится главенствующей в Тибете и у ойратов. Однако другие традиции тибетского буддизма – Ньингма, Сакья и Кагью продолжали сохраняться у ойратов.

По всей видимости, эти школы сохранялись и в образовавшемся в 17 в. на европейских территориях ойратском государстве, получившем в русскоязычной литературе название Калмыцкого ханства.

Хотя буддийское мировоззрение не исчезло даже после утраты калмыками государственности в 1771 г., но было поставлено под угрозу в затяжной «атеистический» советский период.

Новый этап развития буддизма в Калмыкии начался с середины 1980-х гг. После долгих лет запретов и гонений в Калмыкию стали приезжать буддийские учителя, в том числе и ламы школы Карма Кагью. Наряду с буддийскими центрами тибетских школ Ньингма, Сакья, Гелуг, с 1993 г. в Элисте существует буддийский центр Карма Кагью.

Основные этапы новейшей истории Кагью в Калмыкии:

1993 г. – первый приезд Ламы Оле Нидала.
1994 г. – визит Тобги Ринпоче и его семинар Намше Йеше (относительная и абсолютная мудрость), курс Пховы с Ламой Оле Нидалом.
В 1995 г. г. Элиста посетили сразу три великих учителя Кагью: Его Святейшество Кюнзиг Шамар Ринпоче, Его Преосвященство Лопен Цечу Ринпоче и Лама Оле Нидал. Состоялись посвящения и лекции учителей, открытие филиала Международного буддийского института Кармапы и освящение земли под строительство Ступы Просветления.
В 1998 г. в г. Элиста начато строительство первой и на данный момент самой высокой ступы не только в Калмыкии, но и в России. Основными спонсорами ее строительства были Шамар Ринпоче и Лама Оле Нидал. Строить ступу наряду с буддистами из Калмыкии приехали представители центров Карма Кагью из России и Украины. Многие жители республики и гости из других городов внесли пожертвования на строительство.
В 1999 г. произошло торжественное открытие Ступы Просветления. Церемонию провел Его Преосвященство Лопен Цечу Ринпоче. После этого, в поселке Цаган-Нур была открыта вторая ступа, также освященная Цечу Ринпоче. В этом же году возле Ступы Просветления в Элисте был построен домик Махакалы, воплощения защищающей силы всех Будд. Освятил домик и установил статую Махакалы Лама Оле Нидал.
В 2000-2001 гг. была произведена роспись домика Махакалы и комнаты под Ступой Просветления. Роспись осуществлялась российскими буддистами под руководством тибетского художника Дензонг Норбу.
С весны 2009 г. в Элисте начато строительство здания буддийского центра Карма Кагью. Помимо членов элистинского центра в строительстве участвуют буддисты из различных городов России.
С 11 по 14 июня 2009 г. состоялся первый визит в г. Элисту Его Святейшества Кармапы XVII Тринле Тхае Дордже, в ходе которого он давал посвящение на Будду Любящие глаза (тиб. Ченрези, калм. Арья-Бала) и посвящение на Карма Пакши (калм. Карма Багши). Кроме этого Его Святейшеством был освящен фундамент строящегося элистинского центра Карма Кагью.

Таким образом, благодаря Кармапе XVII Тринле Тхае Дордже, Ламе Оле Нидалу, тибетским учителям Кюнзигу Шамару Ринпоче, Лопену Цечу Ринпоче, Тобге Ринпоче, преподавателям КIBI кхенпо Карма Чочогу, Цультриму Тхарчину, Церингу Самдрупу и Цультриму Зангпо, а также бесчисленному количеству путешествующих учителей – учеников Ламы Оле Нидала в Калмыкии восстанавливается традиция Кагью.

Глубокие исторические и кармические связи калмыков и великих практиков школы Карма Кагью вселяют надежду на успешное развитие Карма Кагью в Калмыкии и в России.

Пресс-релизы

Информация о буддизме Алмазного пути традиции Карма Кагью
9 октября 2016 г.
Буддийская духовная традиция, линия преемственности Карма Кагью, учителя буддизма, принципы деятельности буддийских центров.
© 2024
Местная религиозная организация «Буддийский Центр Алмазного Пути Традиции Карма Кагью города Элиста»
www.buddhism.ru

Веб-сайт для последователей буддизма
Буддийский центр в соцсетях:
Проспект Остапа Бендера, 7
Телефоны:
+7 (961) 545-88-91
+7 (909) 397-06-28
E-mail: elista@buddhism.ru

Веб-сайт для последователей буддизма